erunduchok

Category:

"Саботаж"

Вчера  "приобщились к прекрасному", посмотрели комедию репертуарного театра под названием "Саботаж"

Комедию, твою мать. На тему Шоа.


И не так уж и дурна пьеса. Хотя, по-моему, изначально глупа  идея сделать комедию, потешаясь над выжившими из ума слепыми и глухими стариками в доме престарелых, переживших Катастрофу. Но это дело вкуса, многих до слез смешат ролики с падающими людьми, злыми розыгрышами или программы, где какой-то придурок садится голой задницей на кактус, каждому свое.


Но вот сделать этот спектакль смешным за счет русского ветерана- бухарика, которого зачем-то обрядили в шутовскую горохового цвета форму, обвешали медалями и орденами и заставили отдавать честь, вопя " Водка -тушeнка" и " я люблю войну" - это уже тянет на причину дать режиссеру в морду. Для смеха вставили еще пару вонючих анекдотов, например еврей выигрывает в лотерею миллион и просит передать благодарность Гитлеру, потому что угаданные номера были выжжены у него на руке в концлагере.

Еще "смешной "эпизод - миллиардер- американский еврей, выживший в Катастрофе, собирает евреев, уцелевших в концлагерях, на самолетах привозит их на свой личный остров и устраивает им шикарнейший прием , банкет, все самое лучшее...а по ходу пьéсы идут какие-то циничные ремарки на эту тему,  мол, никакой он тогда не страдалец и не жертва. 

Мне вспомнился  создатель международного инженерного концерна "Вишей"  Феликс Зандман, который мальчиком чудом спасся от немцев: в составе группы из пяти человек полтора года скрывался от фашистов в вырытой в земле темной яме на хуторе около Гродно. Все остальные члены его семьи погибли.Что, пережитое им не считается, оттого что теперь богат? Или, может быть, он забыл, как растерзали его семью?

Гимн советского Союза еще зачем-то зафигачили в спектакле...


Сюжет такой. 

В доме престарелых устраивают ежегодный митинг в  Йом а-Шоа — День памяти жертв Холокоста, Катастрофы европейского еврейства,  в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны.


В этот раз хотят его отметить в доме престарелых особенно  торжественно, поскольку митинг собираются транслировать по 2 каналу телевидения.


Из живых жертв Холокоста остался один польский еврей, вся семья которого превратилась в концлагере в пепел и который сам чудом выжил, весил к концу войны 28 килограмм, в Израиле испытал все унижения и нищету выживших, от которых как от чумы с презрением шарахались приехавшие позднее восточные евреи; участвовал в Войне за Независимость, стреляя с башни пальцем, потому что оружия ему не выдали, участвовал во всех войнах горячо любимой страны - а сейчас , полусумасшедший, полный горечи, доживает свой век в доме престарелых. Единственная его дочь и горячо любимый внук живут в Германии, общаются с ним изредка по вотсапу, и внук, выросший в Германии, говорит дедушке "яволь" на языке убийц, сжегших его семью. 

Цель  жизнь этого поляка теперь- вот этот ежегодный митинг, возможность рассказать молодым, что это такое на самом деле - фашизм, не дать этому забыться и повториться, не  дать людям стать равнодушными и циничными, как его собственная дочь, левая сволочь.


Но он - один, он уже всем надоел  и раздражает,  а в доме престарелых есть и другие старики, которым тоже хочется показаться перед камерой, поговорить на всю страну по телевизору.

Они моложе и бодрее:  что делать, восточные старики живут дольше, чем истерзанные европейские. 

И вот иракский бодрячок -старичок, которому во время войны было 6 лет и который рассказывает, что учился с Саддамом Хусейном  в одной школе, пишет речь для митинга, как они в Иране страдали  и в антисемитских беспорядках погиб его дядя Морис.


Следующую речь готовит милая старушка Сима из Марокко, (Марокко в начали войны выступал на стороне вишистов и фашистской Германии).

 Сима рассказывает, как им было ужасно тяжело, целый год ее семья  не ели ни мяса, ни птицы, а младшую сестренку во дворе зарубили топорами какие-то отморозки, судя по всему марокканские арабы,- ужасная, конечно, история.


Выживший с концлагерях поляк  возмущен: почему люди, не имеющие никакого отношения к катастрофе европейского еврейства, которые спокойно содержали свои магазины, лавки и производства с восточный странах и снабжали немецкую армию сейчас выходят на экраны со своими рассказами? Какое они все имеют к этому отношение?

Как они смеют?

Он решается на саботаж - он не будет в этом году участвовать в митинге!

Он убеждает еще и русских ветеранов не участвовать- ведь они прошли эту проклятую войну, проливали свою кровь в боях с фашистами, освобождали концлагеря. Пусть пяти ветеранам дадут по три минуты рассказать, как каждый из них воевал - кто под Сталинградом, кто в Синявских болотах, кто на Курской дуге, кто брал Берлин, - a то и они откажутся от митинга.

Русские ветераны по спектаклю все слабоумные клоуны, их участие изначально по духу спектакля выглядит нелепостью.


Разрастается бурый скандал.

Марокканские старики обижаются, их что, за людей не считают?! Не оказывают уважение из года в год, никогдане давали слово на митинге Шоа? — и тоже отказываются выступать.


Иракский бодрый старичок  возмутился, что ашкеназы присваивают себе всю славу, мол, и страну они строили, и в Войне за Независимость воевали, и президенты все были европейцы , - так что если ему не дадут рассказать о мануфактуре 1000 кв метров, которую его семья оставила в Ираке в 1950 году, и прочесть Кадиш по дяде Морисе,  то он отказывается участвоватЬ категорически.


Организаторше минтинга, которой эти старики уже все здорово надоели, душит саботаж в зародыше:   не хотите выступать- и пожалуйста, в этом году митинга не будет вообще.

И тогда поляк, для которого этот митинг - смысл жизни, меняет свое решение.


Ну а дальше спойлить не буду, если хотите - сами посмотрите. 

 

Я только хочу сказать напоследок. Да, незачем сравнивать страдания  людей, взвешивать, кто потерял больше, чьé горе увесистее, для каждого его личное страдание больнее.

В Риме есть памятник  - его обзывают «пишущей машинкой » за не слишком удачный дизайн - памятник всем погибшим. Не важно, на какой стороне, за какое государство и за какую идею воевал погибший и на какой войне. Просто - памятник всем погибшим. Потому что каждый погибший - это трагедия. 

Но день Катастрофы - это день памяти 6 миллионов евреев во Второй Мировой войне, и не нужно сюда примазывать все мировые страдания еврейства, которым уже многие тысячи лет, увы .

А режиссеру спектакля я бы с удовольствием плюнула в рожу.

На этой бодрой интеллигентной ремаркe заканчиваю.Ох нет, еще про кино хотела написать. «סיפור אחר« Очень хороший фильм.



Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.